О газете
Архив номеров
Идет работа
Ссылки
Обновления
Главная страница
Номера 2002 г.
Предыдущий номер
Следующий номер
|
Метростроевец №13 (13039)
5 апреля 2002 г.
Наши юбиляры
"В жизни мне повезло…"
Становление личности
Есть на краю Рязани улица Затинная, застроенная пятиэтажками, тихая и зеленая, полого и долго спускающаяся к сонным приокским лугам и пляжам. Я был там в уютной квартире, в компании элитных рязанцев, когда рабочие, копающие траншею вдоль Затинной, стали аккуратно вынимать из нее и выкладывать на бруствере какие-то почерневшие от времени предметы. Помню, все мы невольно приутихли, а потом шумно заговорили о незапамятной древности этой земли и о ее тайнах, которые уже никто не отгадает.
Конечно же, те пятиэтажки, правда, несколько облагороженные, были даром хрущевской эпохи. А до них, тем более в двадцатые и тридцатые годы, там, "за тыном", селились самые бедные жители Рязани, и среди прочих разномастных строений из огородной зелени выглядывал домишко семьи Кошелевых, состоящей из деда, отца с матерью и двух мальцов, с рассвета до заката мотающихся со стайкой таких же огольцов по своим неоглядным владениям и неотложным делам.
Но что поразительно - среди тех дел у "неустроенной" детворы самым неотложным была учеба, и Юра Кошелев в школе огребал сплошные пятерки.
Но в 41-м отца мобилизовали на фронт, и уже в октябре семье пришла похоронка. Детство кончилось. Мать, работавшая счетоводом, едва сводила концы с концами, и большим праздником считалось время, когда на огороде поспевали картошка, огурцы, помидоры, морковь и капуста. Капуста - все, что человеку было нужно... И учеба, без которой жизнь не мыслилась. Будущее виделось ему в образе то философа, то прокурора, но Рязань могла предложить пытливой юности лишь железнодорожный техникум, куда и поступил Юра Кошелев, с отличием окончив восьмилетку. Это не было окончательным решением, жизнь еще позволяла выбирать. Но когда в 46-м он вышел на крыльцо техникума с отличным дипломом, вопрос встал ребром - куда идти учиться дальше?
Судьба как бы сама подсказала этот нелегкий выбор: в МГУ абитуриенту с дипломом не по профилю предложили сдавать экзамены на общих основаниях, а МИИТ манил автоматическим зачислением на любой факультет, да еще и с повышенной стипендией, что тоже имело немалое значение, поскольку выпускник техникума Юрий Кошелев уже был женат на очаровательной рязанке Клаве, и в молодой семье воспитывалась еще одна рязанка, дочка Танечка. Так что юриспруденция с философией тихо сдали свои позиции, уступив место сопротивлению материалов, теории устойчивости, теории упругости и статике сооружений.
А на последних курсах, когда пришлось выбирать между мостами и тоннелями, он выбрал тоннели как наиболее сложные и интересные сооружения, чтобы посвятить им уже все свое богатое событиями будущее.
Становление инженера
После окончания МИИТа вся группа тоннельщиков осталась в Москве, лишь двое получили распределение "на периферию", но среди этих двоих оказался и выпускник с отличным дипломом Юрий Анатольевич Кошелев. В феврале 52-го года он высадился с катера на берег мыса Лазарева с одной, но бесконечно трудной задачей - построить тоннель под проливом Невельского.
Прямо скажем, на мысе его не ждали и штатную должность для него не приготовили, а потому молодой прораб поначалу был обозначен в трудовой книжке лаборантом. Тем не менее, он в полном объеме приступил к своим обязанностям, лишь изредка отвлекаясь от них, чтобы перейти по льду Татарского пролива на Сахалин и купить в Погиби папирос.
А обязанности его были очень ответственными. Не только потому, что стройка велась по инициативе Сталина. Размахи стройки были колоссальными. В наскоро сооруженном неподалеку порту копились суда с грузами. Десять тысяч условно освобожденных из лагерей мыкались без паспортов и свободы, не чая поскорее отстроить что полагается и добраться до дома. Суровый климат усугублялся постоянными штормами и совершенно неправдоподобными условиями предстоящей тяжелейшей проходки до первого намываемого в проливе острова - верхней частью забоя в плывунах, а нижней в коренных породах.
Но сначала нужно было пройти на мысе Лазарева ствол диаметром в 8,5 метра, посадить его на трассу и сделать рассечку в обе стороны, к проливу и к материку. Этот ствол и сооружался от начале до конца под руководством Юрия Анатольевича, которого спустя несколько месяцев уже назначили начальником участка. Его же участок сооружал и дамбу до острова, опуская на дно пролива короба с песком, чтобы затем пробурить песок, заморозить первый прибрежный отрезок трассы и пустить под ледяным панцирем горнопроходческий щит.
Понятно, что практика выпускнику МИИТа выдалась уникальная. И набирался он опыта под трогательной опекой его непосредственного начальника на мысе Лазарева, колоритнейшего человека, знатного московского метростроевца, бригадира проходчиков на первой очереди, а затем заместителя начальника Метростроя по быту Алексея Леонтьевича Яремчука, и другого метростроевца, Героя Социалистического Труда Ивана Алексеевича Яцкова, также работавшего на первой очереди бригадиром московских проходчиков, а в то время заместителя начальника материкового управления и куратора тоннельного отряда.
Когда, наконец, полностью был пройден ствол, в семь утра поднявшихся на поверхность тоннельщиков встретила группа руководителей стройки, и состоялся короткий митинг, на котором Иван Алексеевич вручил Юрию Анатольевичу первый в его жизни ордер на квартиру. Семья Кошелевых покинула барак.
Немалым достижением того времени было накапливающееся умение начальника участка работать с людьми. Среди которых, по замыслу - лучших из заключенных, попадалось немало настоящих преступников, осужденных пожизненно и отправленных на стройку начальниками колоний "подальше, с глаз долой". Этот контингент постоянно держал всех в страхе, в поселке нередки были грабежи, случались убийства. Не раз он, поздно возвращаясь домой, натыкался на группу темных силуэтов. И тогда после некоторой заминки обязательно звучало:
- Это начальник ствола идет, пропускать и не трогать!
Его никогда "не трогали" Потому что уже тогда, в 22-летнем возрасте, он сделал главный для себя вывод; надо постараться, чтобы в его жизни стало законом справедливое и доброе отношение к людям.
Были и иные приметы того времени. Прибирала и топила печь в его конторе бывшая студентка с Украины, получившая семь лет за групповую кражу - в каникулы на пару с бедствующей матерью унесла с колхозного поля полмешка свеклы. А любимой им, как хобби, общественной деятельностью помогал заниматься, рисуя стенгазету, бывший художественный руководитель Минского театра оперетты, чрезвычайно развитый и интереснейший человек. Как можно было их винить лишь за то, что они - заключенные?
Так и шло становление инженера-тоннельщика, в бесконечных заботах и сомнениях: а можно ли вообще выстроить этот тоннель? Уже сделали ствол и рассечку на три метра в обе стороны, уже намыли дамбу и первый остров для дальнейшей проходки в глубине пролива. Но тут страну поразила ужасная весть: умер товарищ Сталин. А мыс Лазарева поразила суть происшедшего; умер вдохновитель стройки.
Тогда проходчики перетащили из взрывсклада на лед пролива весь запас взрывчатки, полтонны, и в минуты, когда вся страна стонала заводскими и пароходными гудками, взорвали ее, на мгновение осветив погруженный в траур Дальний Восток. А потом разбавили древесный спирт водой и помянули "отца народов".
Они даже и не подозревали, что прощаются со стройкой, потому что в трехдневный срок Верховный Совет страны ее ликвидировал, распустив людей на все четыре стороны.
Семья Кошелевых на катере в шторм добралась до Николаевска-на-Амуре, на пароходе доплыла до Хабаровска, там пересела на поезд и через девять суток приехала в Москву.
Так закончился тот небольшой, но очень важный период жизни Юрия Анатольевича, давший ему солидный профессиональный опыт, закаливший тело и психику, научивший любить и понимать человека и руководить коллективом, который в некоторых условиях может быть даже неуправляемым.
Становление метростроевца
В октябре 53-го года по ходатайству Алексея Леонтьевича Яремчука в производственный отдел Управления Московского Метростроя был принят на должность старшего инженера новичок, Юрий Анатольевич Кошелев. Потом, когда к новичку внимательнее пригляделись, быстренько перевели его в заместители начальника отдела. Но все равно в Управлении он задержался лишь на пару лет. Не кто иной как Иван Алексеевич Яцков посчитал за лучшее пригласить его главным инженером в СМУ-1 (переименованного затем в ТО-6). И там они вместе проработали целых девять лет.
Больше других запомнился ему этот период жизни, очень интересный и в инженерном, и в человеческом плане, очень насыщенный всякими событиями, приятными и неприятными. В те годы он руководил строительством "Фрунзенской", радиальной "Таганской", правобережного вестибюля "Ленинских гор", многих других интересных сооружений, которые, возможно, не так уж бросаются в глаза, но имеют очень большое значение. Например, крайне нелегкой была проходка тоннелей между станциями "Ленинские горы" и "Университет", из-за особо сложных грунтовых условий работать приходилось в кессоне. И тогда практически ежедневно бывал он под сжатым воздухом. Особое место в его судьбе метростроевца занимает и тот печально известный случай, когда в самом начале проходки на Ленинских горах на полтора метра просел в плывун щит. Как его потом поднимали, автору этих строк в конце шестидесятых очень красочно рассказал сам Иван Алексеевич Яцков, возбужденно вышагивая по своему кабинету около "Фрунзенской" и размахивая руками.
С Яцковым работалось хорошо. Он был своеобразным человеком и большим энтузиастом своего дела. А недостаток образования с лихвой восполняли его громадный опыт проходчика, начальника участке, и интуиция, это сверхтонкое горняцкое чутье, позволявшее принимать верные и мужественные решения.
Но - закончился и этот период, Юрия Анатольевича переводят в начальники СМУ-6, с год он проработал там, а в 1967 году был назначен главным инженером Главтоннельметростроя.
Высокое начальство
Дальше вехи судьбы Кошелева расставились так. С 67-го по 72-й годы он - главный инженер главка, с 72-го, после кончины Василия Дементьевича Полежаева, по 76-й - начальник Московского Метростроя, с 76-го по 86-й - начальник Главтоннельметростроя, и с 86-го по 99-й - вновь начальник Московского Метростроя. Итого, общий стаж начальника Метростроя у него - 17 лет, что является у нас своеобразным рекордом.
Пять лет им - главным инженером Главтоннельметростроя - определялась техническая политика строительства тоннелей. Десять лет им - начальником Главтоннельметростроя - расширялась сеть метрополитенов страны, с шести до четырнадцати. Организовывалось и осуществлялось строительство тоннелей БАМа, в том числе и Северо-Муйского, самого сложного в мире, большого количества тоннелей в Армении, на трассе Раздан - Иждеван, и других сооружений тоннельного типа по всей стране.
И в самые тяжелые для нас годы им - начальником Московского Метростроя - было сделано все, чтобы сохранить в целости эту организацию, не дать ей расколоться на мелкие предприятия и исчезнуть. В итоге мы лишь частично потеряли СМУ-9, остальные все "в связке" продолжают сегодня с нарастающими темпами строить московское метро.
Все эти годы он находил нестандартные выходы из "нештатных" ситуаций, даже теоретически возникающих порой перед началом строительства заведомо трудных объектов. Организовывал научные исследования, группировал коллективы проектировщиков, собирал будущих непосредственных исполнителей, проводил большие подготовительные работы. А когда было все готово - ставил свою подпись на Приказе, давая этим путевку в жизнь задуманному. Не колеблясь, брал на себя всю ответственность за возможные ошибки. И люди ценили это. Он верил в точность расчетов и знал, кому можно доверить дело, кто обязательно его выполнит. Люди ценили и это, ни разу Юрия Анатольевича Кошелева не подвел никто.
Примеры? Их много. Еще с той поры, когда ему поручили строить некий закрытый объект, и в процессе строительства три раза снимали с должности и три раза ставили обратно, а в итоге его, единственного, за этот объект наградили орденом Ленина. Или когда на последнем участке первой очереди Люблинской линии в 180 метрах от станции вышел из строя щит, и оказалось, что его нельзя ни сдвинуть с места, ни отремонтировать, ни демонтировать, потому что при любом движении находящийся над головой завод "Шарикоподшипник" неминуемо сполз бы под землю. Он принял решение идти навстречу щиту, что не предусматривалось никакими проектами. Он поставил подпись под этим решением, и метростроевцы, с большим трудом, его осуществили.
Хобби лауреата
В Указе Верховного Совета, касающемся непосредственно Юрия Анатольевича Кошелева, написано, что ему присваивается звание Героя Социалистического Труда за крупный вклад во внедрении новой техники на строительстве линий Московского метрополитена.
Он всегда любил и любит заниматься новой техникой и техническим прогрессом в своей отрасли. Это его главное хобби.
И тут та же тактика сколачивания коллективов ученых и исполнителей, разработка идеи, личная подпись - и внедрение.
В свое время он чаще других инженеров бывал в кессонах, видел и знал, что работа под давлением - тяжкий и вредный труд. И, страстно желая избавить людей от этой напасти, задался целью искоренить строительство тоннелей под сжатым воздухом. Призвал на помощь конструкторов Метрогипротранса, вместе с ними нашел техническое решение, на которое были выданы соответствующие авторские свидетельства, и затем внедрил у нас так называемый метод проходки в обводненных неустойчивых грунтах с принудительным водопонижением. И в Москве с тех пор кессон не применялся. Работа получила большое признание у нас и за рубежом.
Подобных авторских свидетельств у Юрия Анатольевича больше шестидесяти. Среди них есть очень интересные.
Когда надо было проходить перегонные тоннели Краснопресненского радиуса под Москвой-рекой, на расстоянии всего лишь трех метров от ее дна, предлагалось даже приостановить на этом участке судоходство. Все терялись в догадках, как осуществить эту опасную затею. А Юрий Анатольевич, тогда начальник Метростроя, нашел свое решение проблемы, вновь призвал ученых, и все завершилось виртуозной победой разума и рук. По дну реки вырыли мощные траншеи, в них уложили трубы, засыпали песком, и по трубам пустили хладоноситель, который образовал защитный экран из замороженного грунта. Под этим экраном без перерыва в судоходстве были пройдены тоннели. Но все подписи на документах, разрешающих начать проходку новым методом, были главным образом Кошелева. И этот метод тоже взят на вооружение зарубежными тониелестроителями.
Все его звания не так-то легко перечислить. Но уж обязательно нужно упомянуть, что Юрий Анатольевич Кошелев - заслуженный строитель Российской Федерации и заслуженный строитель Москвы, почетный транспортный строитель, академик - действительный член Академии транспорта.
Большая дружба объединяла тогда начальника Метростроя с главным инженером, а потом и начальником Метрогипротранса Анатолием Степановичем Луговцовым. Была только одна проблема у них - как найти несколько свободных минут, чтобы созвониться и договориться о новой разработке. А потом начиналась очередная светлая страница в жизни двух организаций, в жизни двух неуемных, добрых и мудрых людей.
Звание лауреата Государственной премии ему присвоили за разработку совместно с учеными и конструкторами Метрогипротранса метода сооружения тоннелей из монолитно-прессованного бетона. Этот метод позволил свести к минимуму просадки во время проходки под городскими сооружениями, изъять из технологии проходки арматурный металл и удешевить строительство более чем на треть.
Подведение итогов
Мы встретились буквально на днях, чтобы побеседовать о прожитом и пережитом, и под конец Юрий Анатольевич сказал с легким налетом грусти:
- Что ни говорите, а 75 лет - это возраст...
- Вы чувствуете их груз?
- Не чувствую, - он красноречиво поиграл плечами. - Но понимаю, что уже пора подводить какие-то итоги. И, подводя их, должен сказать себе и людям, что в жизни мне повезло. Во-первых, она связала меня с метростроением, и я получил возможность гордиться тем, чем занимаюсь. Во-вторых, мне выпала честь в течение длительного времени организовывать жизнь Московского Метростроя, московского метростроения. И в-третьих, все это время вокруг меня были те, с кем приятно работалось: мои единомышленники, высококлассные специалисты и очень порядочные люди.
В.Мелик-Нубаров
На снимке: Ю.А.Кошелев со своими коллегами из СМУ-6 А.И.Крюковым, Н.А.Проcтовым и М.Д.Халявкиным на строительстве станционного комплекса "Кузнецкий мост". Снимок сделан в апреле 1973 года.
|